Этот загородный замок был так прекрасен, что Рене Анжуйский, король-поэт, выбрал именно его из множества других, чтобы описать замок Любви в своем романе "Сердце, плененное Любовью": "...этот прекрасный увеселительный замок был построен на изумрудной скале, по которой проходила жила из сверкающих алмазов, рассыпанных повсюду, их было даже больше, чем изумрудов. Четыре стены этого прекрасного замка были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла толстая башня, сделанная из драгоценных рубиновых камней, которые горели огнем; каждый из этих камней был больше человеческого роста. А покрыты были эти башни платиной шириной в ладонь, а дом между башнями был покрыт черепицами из чистого золота, на которых эмалью искусно был выведен девиз Бога Любви: Трепетному сердцу. А чтобы лучше представить себе этот замок, его можно сравнить разве что с Сомюром в Анжу, который стоит на реке Луаре."
На "изумрудной скале" последовательно воздвигалось несколько сооружений: первым, принадлежавшим Тибо "Плуту", графу де Блуа, завладел грозный граф Анжуйский Фульк Нерра, затем здесь выросла крепость Жоффруа Плантагенета, от которой остались лишь руины у основания юго-восточного крыла, и, наконец, - замок Св. Людовика, с которого и начинается история современного замка.
От графов де Блуа, затем графов Анжуйских Сомюр перешел к королю Франции. Так, в 1203 году Филипп-Август, соперник Плантагенетов, присоединил замок вместе с прилегающей к нему территорией к королевским владениям. По свидетельству историков, между 1227 и 1230 гг. во времена регентства Бланки Кастильской на этом месте был возведен укрепленный замок, с тем чтобы дать возможность французской Короне вернуть обратно Анжер и часть Анжу, потерянные при заключении Вандомского соглашения.
Военное назначение Сомюра было кратковременным, оно длилось всего два года после постройки замка, в связи с тем что Святой Людовик приказал воздвигнуть в Анжере, ставшим королевской резиденцией, огромную крепость, которая находится там и поныне.
Замок Св. Людовика имеет форму неправильного четырехугольника, по углам которого возвышаются круглые башни в строгом соответствии с кардинальной осью здания. Южная и западная башни почти полностью сохранили кладку XIII века, а на нижнем этаже - оригинальный свод с шестью нервюрами. Восточная башня, отрестав-рированная с наружной стороны, внутри имеет более богатую декорировку, а ее свод украшен гербами герцогов Анжуйских.
Начиная со второй половины XIV века грубая постройка времен Св. Людовика превращается в прекрасный загородный замок стараниями Людовика I Анжуйского, второго сына Жана Доброго, который в 1360 году получил в удел Анжу, ставшее герцогством.
Людовик I не уничтожил крепость своих предков, но преобразовал ее, использовав прежний план и основания круглых башен, на которых он приказал построить многоугольные башни, снабженные высокими контрфорсами, которые поддерживали дозорный пояс с зубчатыми машикулями.
Мы уже упоминали "доброго короля Рене", внука Людовика I Анжуйского, воспевшего замок Сомюр как замок Любви и оставившего заметный след в его истории.
Счета и записи интенданта по строительству, хранящиеся в Национальных архивах, подтверждают, что в то время в замке проводились работы, сроки (1454-1472 гг.) и стоимость которых говорят об их значительности.
От построек времен короля Рене сохранились лишь две небольшие сводчатые комнаты в квадратной башне, примыкающей к основной башне, молельня на втором этаже со скульптурными гербами на замке свода и "аллея, идущая от крутого горного склона к башне", замок свода которой украшен "узлами любви" в честь Жанны де Лаваль, вышедшей замуж в 1454 году. После смерти короля Рене в 1480 году герцогство Анжуйское переходит к французской Короне и в замке Сомюр размещается королевский гарнизон.
Век спустя во времена Реформации судьба замка круто изменилась. Накал, который приняли религиозные войны из-за происков Лиги и интриг Испании, вынудил Генриха III просить помощи у Наваррского короля.
По соглашению, подписанному в Туре, Генрих III уступил королю Наварры Сомюр, где было много протестантов. Будущий Генрих IV поручил общее военное руководство в Сомюре своему послу и другу Филиппу Дюплесси-Морне, автору знаменитых мемуаров.
15 апреля 1589 года Дюплесси-Морне входит в Сомюр и вводит туда свой гарнизон. Через день в городскую башню проникает король Наваррский, не скрывающий своей радости от обладания этим ключом к Луаре, отдает приказание новому наместнику укрепить это место "со всем возможным старанием и ни на что не скупясь" и оставляет ему своего инженера по имени Бартоломео для составления и воплощения проекта.
Помимо городских укреплений, Бартоломео возводит из строительного камня крепостную стену с зубцами и бастионами, которая еще до сих пор опоясывает замок. Эта стена, к сожалению, лишилась множества небольших выступающих дозорных башен, позволявших вести наблюдение с угловых бастионов.
По прибытии в Сомюр Морне и его семья жили в "городском доме" N 45 по Гранд Рю (Большая улица) - в современном и комфортабельном доме, так как "замок был целиком и полностью в руинах". Однако он решает в 1596 году обосноваться в замке по причине "заговора, предпринятого несколькими горожанами, грозящими его схватить и расправиться с ним". Чтобы привести замок в порядок, ему пришлось затратить немало средств. Бывший военный, опытный дипломат, Дюплесси-Морне был, кроме того, ученым теологом. В 1593 году он основал в Сомюре протестантскую академию, которая почти целый век приносила славу городу.
Дюплесси-Морне в течение 32 лет при двух королях был верным слугой Короны. Невзирая на это, в 1621 году он впал в немилость. Людовик XIII заменяет его правителем-католиком. С этих пор замок перестает играть военную и политическую роль, для него наступают менее славные времена. Старинная цитадель, покинутые стены которой постепенно начинают разрушаться, в течение почти двух веков служит тюрьмой.
Тюрьма получила большую известность, так как в ней содержались люди благородного звания, попавшие сюда по тайному доносу, однако эти заключенные пользовались здесь довольно свободным режимом. Очень часто им дозволялось иметь слугу или держать небольшую свиту, они могли выезжать в город, и Лейтенант его Величества короля, который правил городом, охотно приглашал их за свой стол.
Маркиз де Сад, прославившийся своим распутством, находился в замке две недели в 1768 году, перед тем как попасть в тюрьму Пьер-Ансиз (недалеко от Лиона). В стенах замка в течение четырех лет (1774-1778 гг.) отбывал наказание адмирал Кергелен, бороздивший южные моря и обвиненный по возвращении из неудачной экспедиции в том, что он покинул в открытом море судно с людьми.
В 1779 году, во время американской войны за Независимость, в донжоне, в капелле корпуса, выходящего на площадь, и в других служебных постройках, возведенных на укреплениях, томились 800 английских пленных, в большинстве своем моряков, что подтверждают оставленные ими граффити, где их имя и дата взятия в плен нередко сопровождаются изображением корабля.
Новые реставрационные работы, начатые в 1811 году, были завершены только в 1814 году. Очевидно в это время большие галереи северо-восточного крыла были разделены на камеры, так как инженер получил указание не забывать, "что в государственной тюрьме нужно иметь как можно больше изолированных комнат и оставить небольшое число общих - для лиц, которые не имеют достаточных средств, чтобы занимать отдельную комнату".
Едва эта тюрьма начала функционировать, как временное правительство распорядилось выпустить всех заключенных на свободу.
В 1889 году донжон был вычеркнут из списка военных сооружений и несколько лет спустя причислен к историческим памятникам.
В конце прошлого века доктор Петон, мэр Сомюра, мечтал преобразовать его в музей. Его мечта воплотилась в действительность в 1906 году, когда город Сомюр выкупил донжон у государства за очень незначительную сумму в 2500 франков и решил предпринять его реставрацию на общие с администрацией Академии Изящных искусств средства.
Так, были обнаружены большие комнатные окна со скульптурной резьбой и перекрестиями, остатки больших каминов, витраж капеллы; под насыпью были найдены эмалированные плитки и, что особенно ценно - монета с изображением Людовика XIV, что позволило определить приблизительную дату преобразования замка в тюрьму. К сожалению, реставрация XX века, которая, хотя и проводилась с величайшей кропотливостью, не смогла воссоздать скульптурный декор дверей, окон и каминов в том великолепии, которое они имели в XIV веке.
С 1912 года на втором этаже северо-восточного крыла, полностью отреставрированного, также как и замыкающие его с двух сторон башни, размещается Муниципальный музей. Третий этаж отдан в распоряжение недавно созданного Конного музея.