Эжен Делакруа
Эжен
Делакруа - французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного
романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными
напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные
темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства,
свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета,
богатство полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма.
Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа, как "Данте и
Вергилий", "Резня на Хиосе", - глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы
греков против турецкого ига, "Свобода на баррикадах," в которой символический
образ свободы окружён фигурами реальных учасников революции 1830 года.
В дыму
канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на приступ народ Парижа; в
блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся скульптурно выпуклыми. Сцена
происходит в самом сердце Парижа, у городской ратуши; в глубине справа виднеются
дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным
знаменем, захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20
сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное событие.
В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне.
Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые к тому
же упрекали художника за то, что он показал только чернь в этом
героическом действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел покупает
Свободу для Люксембургского музея. Через 2 года Свободу ,
сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули
автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период
царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору
(1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя. Картину опять
считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи
Свободу снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой
композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают
оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает
ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его
революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет
Свобода снова выставляется в Лувре. Многие произведения Делакруа
исполнены на сюжеты произведений Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта ("Смерть
Сарданапала"). В 30-40 годах определился характерный для Делакруа круг
романтических тем и образов. Он пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и
средневековой истории ("Правосудие Траяна", "Взятие крестоносцами
Константинополя"), а после поездки в Северную Африку - картины, поэтично и
красочно, рисующие жизнь народов Алжира и Марокко ("Алжирские женщины",
"Марокканец, седлающий коня"). Делакруа успешно работал и в области
монументальной живописи. Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к
отвлечённым романтическим вымыслам, к поискам чисто живописных эффектов. В то же
время им были созданы полные реалистичной смелости портреты., пейзажи,
натюрморты, акварели, рисунки.