Морис Равель


Французский композитор. В 1889-1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе ( как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля - испано-баскского происхождения; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов - А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой "Хованщины" для постановки оперы в Париже, оркестровал "Картинки с выставки", в опере "Испанский час" Равель, по его собственным словам, наследовал принципам "Женитьбы" Мусоргского).

Равель давал концерты как пианист и дирижер, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту "Гробница Куперена" (1917). В последние годы жизни из-за тяжелой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.

Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: "Испанская рапсодия" (1907), "Вальс" (1920), а также"Болеро" (1928) для оркестра - одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера "Испанский час" (1907), опера-балет "Дитя и волшебство" (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времен, что нашло отражение в танцевальных сочинениях - балет (хореография, симфония) "Дафнис и Хлоя" (на либретто М. М. Фокина, 1912), Болеро, "Благородные и сентиментальные вальсы" (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть - блюз), опера "Дитя и волшебство" (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.

Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада,оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал "Аудиториум М. Равеля".