Жорж Бизе


Бизе - замечательный французский композитор. Его жизнерадостная, красочная и темпераментная музыка отличается мелодическим богатством и драматической выразительностью. Он жил в реакционную эпоху Второй империи и Третьей республики, Противопоставляя времени демократический дух своих произведений. Для них свойственна острота психологического анализа и глубина чувств. В этом смысле его музыка сродни литературе Бальзака, Флобера, Мопассана.

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье весьма скромного достатка. Его отец был учителем пения и автором романсов и фортепьянных пьес. Играл на фортепьяно и мать - именно она стала первым музыкальным учителем сына. Будучи разносторонне одаренным человеком, она оказала на развитие Жоржа огромное влияние. Его выдающиеся способности обнаружились рано: в четыре года мальчик уже знал ноты, а десяти лет он поступил в Парижскую консерваторию. Его феноменальный слух, память, блестящие пианистические и композиторские данные приводили в восхищение учителей. В консерватории он изучал теорию музыки и композиции, некоторое время занимался у Шарля Гуно, посещал классы органа. Бизе неоднократно премировали на консерваторских конкурсах, а по окончании курса в 1857 году он как лауреат консерватории был удостоен права провести три года в Италии. В эти годы формируется его художественный вкус. Больше всего он восторгался Моцартом и Россини, предпочитая их светлый гений драматическим страстям Бетховена и Мейербера. Уравновешенность мысли и чувства, изящество и красота формы - вот его кредо как художника. В качестве отчета за время стажировки Бизе написал оперу "Дон Прокопио". По существующей традиции полагалось представить кантату на духовную тематику, однако молодой композитор выбрал комический оперный сюжет, близкий "Севильскому цирюльнику" Дж.Россини. Так на пороге самостоятельного творческого пути Бизе сделал первый шаг в сторону оперы.

Начались годы напряженных творческих поисков. Бизе пробовал силы в различных творческих жанрах: написал симфоническую сюиту, несколько кантат и увертюр, три оперетты, фортепьянные пьесы, романсы, песни. Но подлинным призванием Бизе стал музыкальный театр. Один за другим зреют замыслы его музыкальных сочинений. В 1863 году в Париже ставится его опера "Искатели жемчуга", действие которой происходит на острове Цейлон, - о любовной драме Лейлы и Надира. Затем появляется опера "Пертская красавица" (1866) - по роману В.Скотта. Однако знатная парижская публика, посещающая театры, не проявляет интереса к сочинениям молодого композитора. Она ждет развлечений - пышных представлений, легковесной музыки. Ради заработка Бизе вынужден заниматься музыкальной поденщиной - делать переложения популярных мелодий, писать в "легком" жанре для маленьких оркестров, выступающих в оркестрах и казино. Его рабочий день длится 15-16 часов. "Я работаю чудовищно, я изнурен", - пишет он в своих письмах. Его охватывает тяжелый творческий кризис.

По иронии судьбы подлинный расцвет дарования Бизе совпал с последними годами его жизни. В 1870 году разразилась франко-прусская война. Охваченный патриотическими чувствами, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. А весной 1871 года восставший пролетариат провозглашает Парижскую коммуну. Идеалы коммуны показались Бизе утопией, но и власть буржуазии вызывала у него отвращение. Однако пережитые им события словно стимулируют его творчество, и он на одном дыхании пишет свою великолепную "Арлезианку" по драме А.Доде. Две сюиты, составленные на основе этой музыки, пронизанной народно-песенными интонациями и танцевальными ритмами, с тех пор пользуются неизменной любовью у слушателей. Богатая красочными бытовыми картинами, правдиво воплотившая образы героев драмы, эта музыка открыла путь к опере "Кармен", явившейся крупнейшим творческим достижением Бизе. "Кармен", написанная на сюжет новеллы замечательного французского писателя Проспера Мериме, была закончена летом 1874 года. Премьера состоялась в марте 1875-ого. Несмотря на прекрасный исполнительский состав, опера провалилась. В прессе она была названа "безнравственной". Парижскую публику шокировало то, что на сцене главными героями оказались люди из народа. Мало кто смог оценить по достоинству выразительную, яркую музыку, озаренную сильными, правдивыми чувствами. Опера была снята с репертуара. Для композитора это означало крушение всех творческих планов. Он прячется в предместье Парижа Буживаль, у него обостряется болезнь горла, мучившая композитора уже несколько лет. Через три месяца после скандального провала он умирает. Случилось это 3 июня 1875 года. Он так и не узнал, что его "Кармен" вскоре завоюет весь мир.